Понятие и виды источников земельного права


Источник земельного права – внешняя форма выражения норм, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет земельного права.



Виды источников земельного права

  • Конституция РФ;
  • Международные договоры и соглашения;
  • ФКЗ (ФКЗ о правительстве);
  • ФЗ – ЗК, ЛК, ФЗ “О землеустройстве” и др;
  • Акты Президента;
  • Акты Правительства;
  • Ведомственные акты;
  • Законы субъектов ( Закон Тульской области “О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области”);
  • Подзаконные акты субъектов;
  • Акты органов местного самоуправления.

Законы субъектов РФ как источники земельного права

Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Субъекты могут принимать любые законы, которые не противоречат Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, включая ЗК. Земельные законы субъектов могут быть приняты по вопросам, которые прямо указаны в ЗК или по другим вопросам для устранения пробелов в законодательстве.

Например, Закон Тульской области “О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области” устанавливает полномочия правительства Тульской области в сфере земельных отношений, порядок установления на территории области публичных сервитутов, вопросы безвозмездного пользования земельными участками и некоторые другие вопросы.


Нормы международного права и международные договоры РФ как источники земельного права

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы.

Аспекты, регулируемые международными актами:

  1. Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.
  2. На основании международных договоров и соглашений определяются режимы использования земель, в частности, в пограничной зоне. К числу таких международно-правовых документов, относится, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики “О руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках”.
  3. Международные договоры могут выступать основой и для установления режима охраны среды обитания объектов животного и растительного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. Примером такого многостороннего международного договора является Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, прежде всего в качестве мест обитания водоплавающих птиц.


Комментарии

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля