Шпаргалка по предпринимательскому праву


Кочетов М.А. Шпаргалка по предпринимательскому праву. / М.А. Кочетов, В. Булат, Е.А. Ерикова; под общ. ред. М.А. Кочетова – Тула, 2017.


Содержание статьи


Принципы предпринимательского права

Источники: КРФ, ГК РФ

Принципы ПП – исходные положения, основополагающие начала, выражающие сущность предпринимательского права.

Выделяют следующие принципы ПП:

  • Принцип свободы предпринимательской деятельности – данный принцип проявляется в двух аспектах. Во-первых, каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Во-вторых, каждый сам выбирает направление для осуществление предпринимательской деятельности, но в рамках, предусмотренных законодательством;
  • Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности, а также равной их защиты – согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием, например, государственного или же частного имущества;
  • Принцип единого экономического пространства – предполагает свободное перемещение товаров, работ и услуг на всей территории РФ;
  • Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополистической деятельности – означает государством создаются условия, при которых предприниматель для увеличения своей прибыли не сможет использовать методы, способные негативно повлиять на состояние рынка, качество товаров и услуг и т.п;
  • Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности – государство обеспечивает свободу экономической деятельности, но при этом регулирует ее в необходимых пределах;
  • Принцип законности – предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства;
  • Принцип свободы договора – граждане свободны в заключении договора, но в рамках законности его содержания.

Характеристика требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности

Источники: КРФ, ГК РФ, НК РФ и федеральное законодательство, например, «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О банках и банковской деятельности» и др.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Признаки: 1) самостоятельность; 2) рисковый характер; 3) направленность на получение прибыли; 4) систематичность; 5) государственная регистрация

Виды требований:

  • По субъекту – требования к ЮЛ, требования к ИП либо требования для всех субъектов;
  • По содержанию требований – социальные, финансовые, экологические, производственные, антимонопольные и др;
  • Требования исходя из характера деятельности – требования к банковской, страховой, инвестиционной и иной деятельности;
  • В зависимости от стадии деятельности – требования на стадии подготовки к осуществлению ПД (регистрация, лицензирование и т.п.), требования в процессе осуществления деятельности (соблюдение требований технических стандартов, природопользования, осуществление бухгалтерского и налогового учета), требования на стадии реорганизации и ликвидации;
  • В зависимости от субъекта, предъявляющего требования – требования, установленные РФ, требования, установленные субъектами РФ, требования, установленные муниципальными образованиями.

Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Источники: ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Субъект малого предпринимательства – хозяйствующий субъект (ЮЛ и ИП), отнесенный в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям.

Субъекты малого предпринимательства учитываются в специальном реестре, в которых указываются в частности наименование субъекта малого предпринимательства; вид, форма, размер и срок предоставляемой поддержки; наименование органов, предоставивших поддержку и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ предусматриваются следующие меры:

  • Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
  • Упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • Усиленные меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • Меры по обеспечению финансовой поддержки;
    и иные меры.

Понятие предпринимательского права

Предпринимательское право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие и отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Предпринимательское право как отрасль законодательства – совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право как научная дисциплина – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли.

Предпринимательское право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

Предмет ПП – общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.

Метод правового регулирования ПП – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

В предмет входят:

  • Предпринимательские отношения – отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
  • Связанные с ними некоммерческие отношения – отношения организационно имущественного характера, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например по поводу регистрации ЮЛ и ИП;
  • Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – отношения, возникающие между государственными органами и предпринимателями в процессе, например, государственного контроля (надзора);
  • Внутрихозяйственные отношения – отношения, складывающиеся внутри хозяйствующих субъектов между структурными подразделениями;

Правовое положение индивидуальных предпринимателей

Источники: ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП», ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

ИП могут зарегистрировать граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие правоспособностью, полной дееспособностью (в случае регистрации ИП несовершеннолетним требуется согласие родителей).

Не допускается регистрация физического лица в качестве ИП, если:

  • Не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • Не истек год со дня признания его банкротом;
  • Не истек срок, в течение которого данное лицо по решению суда не может заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Данное лицо имеет (в некоторых случаях имело) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

Особенности правового статуса ИП:

  • Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом;
  • К предпринимательской деятельности ИП применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность ЮЛ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных НПА или существа правоотношения;
  • Особая процедура банкротства;
  • Имеет некоторые особенности в области трудовых отношений между ИП и работниками;
  • Упрощенный порядок регистрации по сравнению с ЮЛ;
  • ИП чаще всего относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Понятие и признаки субъектов предпринимательского права

Источники: КРФ, ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП»

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственных правоотношений.

Виды субъектов:

  • Субъекты, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность (ИП и ЮЛ);
  • Субъекты, регулирующие ПД (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).

Также существуют и иные классификации:

  • В зависимости от формы собственности, на базе которой осуществляется ПД (субъекты, осуществляющие ПД на базе частной, государственной или муниципальной собственности);
  • По виду хозяйственной компетенции – субъекты с общей, специальной и исключительной компетенцией.

ЮЛ классифицируются более подробно по следующим основаниям:

  • По цели деятельности – коммерческие и некоммерческие;
  • По организационно правовой форме – хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства и др.
  • В зависимости от масштаба деятельности – малые предприятия, средние предприятия и крупные предприятия;
    и др.

Признаки субъектов ПП:

  • Регистрация в установленном законодательством порядке в качестве субъекта, осуществляющего ПД – осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП;
  • Наличие хозяйственной правосубъектности – субъект должен обладать правоспособностью и дееспособностью для участия в предпринимательских и иных непосредственно с ними связанных правоотношениях. Различают общую (осуществление любых видов ПД) и исключительную (осуществлению специальных видов ПД) правосубъектность;
  • Наличие обособленного имущества, как базы осуществления ПД – правовыми формами при этом могут быть право собственности, хозяйственное ведение или оперативное управления;
  • Самостоятельная имущественная ответственность – по общему правилу учредитель ЮЛ или собственник его имущества не отвечают по обязательствам ЮЛ, а ЮЛ не отвечает по его обязательствам. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством РФ.

Правовое регулирование информационных отношений. Коммерческая тайна

Источники: ФЗ «О информации, информационных технологиях и защите информации», ФЗ «О коммерческой тайне»

Информационные отношения – общественные отношения, связанных с процессами сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся:

  • Сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
  • Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют коммерческую ценность.

Обязательным условием при этом является то, что у третьих лиц нет свободного доступа к данным сведениям. Также есть сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, например, сведения, содержащиеся в учредительных документах лица, осуществляющего ПД.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в частности, вправе:

  • Устанавливать, изменять или отменять режим коммерческой тайны;
  • Использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке;
  • Защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну.

Понятие санкции и ответственности в предпринимательских правоотношениях

Источники: УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ

Санкции в ПП – неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим ПД государством или содержащихся в договорных обязательствах.

Виды санкций:

  • По основаниям возникновения – предусмотренные законом и предусмотренные договором;
  • По содержанию и направленности – восстановительные (восстанавливают положение, существовавшее до нарушения права), обеспечительные (способствуют исполнению обязанности), пресекательные (прекращают противоправную деятельность).

Ответственность в ПП – санкция, заключающаяся в применении мер государственного принуждения к лицу, совершившему противоправное деяние.

Виды ответственности в ПП:

  • Личная – воздействует на личность правонарушителя. Мерами личность ответственности, например, является лишение права заниматься предпринимательской деятельностью, лишение свободы и т.п;
  • Имущественная – воздействует на имущественную сферу. Подразделяется на имущественную ответственность перед государством и ответственность перед контрагентом договора. Основным видами имущественной ответственности является возмещение убытков, неустойка или оплата штрафа, предусмотренного КоАП или УК РФ.

Понятие рекламы. Классификация рекламы

Источники: ФЗ «О рекламе»

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Объектами рекламирования являются:

  • Товар;
  • Изготовитель или продавец товара;
  • Средства индивидуализации ЮЛ и товара;
  • Результаты интеллектуальной деятельности или мероприятие, на привлечение к которым направлена реклама.

Виды рекламы:

  • По соответствию законодательству – надлежащая и ненадлежащая;
  • По составу аудитории – сильно сегментированная, средне сегментированная, слабо сегментированная;
  • По цели – коммерческая (реклама товаров, работ и услуг) и некоммерческая (социальная);
  • По способу распространения – печатная, внешняя, электронная и др;
  • По виду рекламируемого товара – пищевая продукция, алкогольная продукция, лекарственные средства, ценные бумаги и т.п;
  • По способу воздействия – зрительная, слуховая, зрительно-слуховая;
  • По широте охвата аудитории – локальная, региональная, общенациональная, международная.

Правовое регулирование приватизации в Российской Федерации

Источники: ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ, а также законов субъектов и НПА субъектов.

Объект приватизации – то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ.

Субъектами приватизации являются:

  • Продавцы и покупатели государственного и муниципального имущества;
    а) Продавцы (собственники) – РФ, Субъекты РФ и муниципальные образования. От их имени действуют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
    б) Покупатели государственного имущества – любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений, а также ЮЛ в уставном капитале которых доля РФ, Суьъектов РФ или муниципальных образований превышает 25%;
  • Государственные органы, осуществляющие функции в данной сфере.

Основными принципами приватизации являются:

  • Равенство покупателей государственного и муниципального имущества;
  • Открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • Возмездность отчуждения имущества.

Порядок приватизации, в частности, включает в себя следующие этапы:

  • Определение состава имущества, подлежащего приватизации;
  • Определение цены такого имущества;
  • Решение об условиях приватизации имущества;
  • Информационное обеспечение приватизации.

Способами приватизации являются

  • Преобразование унитарного предприятия в АО или ООО;
  • Продажа на аукционе или специализированном аукционе;
  • Продажа на конкурсе;
  • Продажа посредством публичного предложения и др.

Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности

Источники: КРФ, ГК РФ

Право собственности – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу владения, пользования и распоряжения собственником принадлежащей ему вещью. Право собственности является имущественной основой предпринимательской деятельности.

Собственник имущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Формы собственности:

  • Частная – собственность граждан, ИП и организаций;
  • Государственная – собственность РФ и субъектов РФ;
  • Муниципальная – собственность муниципальных образований.

Содержание права собственности составляет триада полномочий:

  • Право владения – право на непосредственное обладание этой вещью;
  • Право пользования – право извлекать пользу из вещи;
  • Право распоряжения – право определять юридическую судьбу вещи.

Правовой режим денежных средств и иностранной валюты; правовой режим ценных бумаг

Источники: ГК РФ,  ФЗ «О национальной платежной системе» ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Денежные средства – аккумулированные в наличной и безналичной формах платежные средства, имеющие стоимостную оценку.

Основной денежной единицей, законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ является рубль.

Виды денежных средств:

  • Наличные денежные средства (деньги) – платежные средства, существующие в материальной форме и служащие мерилом ценности другого товара. В силу гражданского кодекса деньги относятся к вещам;
  • Электронные денежные средства – средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу для исполнения денежных обязательств первого лица перед третьими лицами, при этом первое лицо вправе в отношении данных денежных средств передавать распоряжения с использованием электронных средств платежа. Электронные денежные средства являются не вещью, а правом требования.

Функции денежных средств:

  • Мера стоимости;
  • Средство накопления;
  • Средство платежа;
  • Средство обращения
    и др.

Эмитентом денежных средств в РФ является ЦБ РФ. Она разрабатывает правила и инструкции об обращении денежных средств на территории РФ.

Иностранная валюта – денежные знаки в виде банкнот, монет и казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства, а также средства на банковских счетах и вкладах в денежных единицах иностранных государств.

Иностранная валюта на территории Российской Федерации имеет особый правовой режим, который состоит в возможности ее использования при осуществлении расчетов лишь в случаях, порядке и на условиях, определенных Законом.

Документарные ценные бумаги – документы, соответствующие законодательству и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов.

Бездокументарные ценные бумаги – обязательственные или иные права, закрепленные в решении о выпуске или ином акте лица, выпустивших ценные бумаги, осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав.

Виды ценных бумаг: акция, вексель, закладная, инвестиционный пай, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги.


Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Источники: ФЗ «О рекламе»

Государственное регулирование рекламной деятельности – основная система контроля рекламной деятельности, осуществляемого путем создания законодательной базы и формированием системы исполнительной власти, осуществляющей данной регулирование.

Государственный надзор за осуществлением рекламной деятельности осуществляет антимонопольных орган, который:

  • Предупреждает, выявляет и пресекает нарушение законодательства РФ о рекламе;
  • Возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган в частности вправе:

  • Выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства;
  • Предъявлять в суд или АС иски о запрете распространения рекламы, о публичном опровержении недостоверной рекламы и т.п.
  • Применять меры ответственности в соответствии с КоАП;
    и др.

Нарушение ФЛ и ЮЛ законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права которых при этом нарушены вправе обращаться в суд или АС с исками о возмещении убытков, о компенсации морального вреда и т.п.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет ответственность в соответствии с КоАП.

Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности


Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Источники: ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях»

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности – совокупность имущественных и организационных отличий, особенностей взаимодействия собственников и участников (учредителей) и их ответственности.

Имущественные отличия проявляются в:

  • Том, на какой форме собственности или на базе какого вещного права действует предприниматель;
  • В вещных или корпоративных правах участников (учредителей) на имущество юридического лица.

Организационные отличия проявляются во внутренней конструкции управления делами предприятия

Особенности взаимодействия проявляются в различном участии собственников и участников предприятия в управлении данным предприятием.

Особенности ответственности проявляются в виде ответственности, которую несут участники (субсидиарная ответственность участников, отсутствие имущественной ответственности участников перед кредиторами и др.)

Выделяют следующие организационно правовые формы ЮЛ:

  • Коммерческие организации – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, хозяйственные партнерства, государственные и муниципальные унитарные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства;
  • Некоммерческие организации – потребительские кооперативы, общественные организации и движения, казачьи общества, фонды, религиозные организации и другие организации, не преследующие основной в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности

Источники: ГК РФ, ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Внешнеэкономическая деятельность – экономическая деятельность на внешнем рынке.

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности являются:

  • Внешнеторговая деятельность – деятельность в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;
  • Международное экономическое сотрудничество –содействие в области внедрения передовых технологий, содействующих экономическому развитию;
  • Научно-техническое сотрудничество – обмен достижениями науки и техники, совместное осуществление научно-технических работ, содействующих экономическому развитию.

Выделяют 2 уровня внешнеэкономической деятельности:

  • С участием государственных органов власти – данная деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, содействующих экономическому развитию;
  • С участием хозяйственных субъектов – данная деятельность направлена на заключение и исполнение договоров с участием иностранного контрагента в пределах гражданского права.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Источники: ФЗ «О рекламе»

Нарушение ФЛ и ЮЛ законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права которых при этом нарушены вправе обращаться в суд или АС с исками о возмещении убытков, о компенсации морального вреда и т.п.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет ответственность в соответствии с КоАП.

Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности

Суммы штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджетную систему РФ в следующем порядке:

  • В федеральный бюджет – 40 процентов;
  • В бюджет субъекта Российской Федерации – 60 процентов.

Государственный надзор за осуществлением рекламной деятельности осуществляет антимонопольных орган, который:

  • Предупреждает, выявляет и пресекает нарушение законодательства РФ о рекламе;
  • Возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган в частности вправе:

  • Выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства;
  • Предъявлять в суд или АС иски о запрете распространения рекламы, о публичном опровержении недостоверной рекламы и т.п;
  • Применять меры ответственности в соответствии с КоАП;
    и др.

Система процедур банкротства

Источники: АПК, ФЗ «О несостоятельности (банкростве)»

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Система процедур банкротства включает в себя следующие этапы:

  • Досудебная стадия (санация) – меры, принимаемые учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника;
  • Судебная стадия;
    а) Наблюдение (временный управляющий) – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
    б) Финансовое оздоровление (административный управляющий) – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
    в) Внешнее управление (внешний управляющий) – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
    г) Конкурсное производство (конкурсный управляющий) – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
    *д) Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Источники: ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»

Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется:

  • ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» и иными ФЗ и НПА РФ;
  • Международными договорами;
  • Законами и иными НПА субъектов.

Виды иностранных инвестиций:

  • Прямые – дают возможность инвестору прямо или непосредственно участвовать в управлении предприятием. Прямые инвестиции могут осуществляться путем:
    а) приобретения иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, вклада в уставном (складочном) капитале коммерческой организации;
    б) вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
    в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования стоимостью не менее 1 млн рублей;
  • Портфельные инвестиции – не дают иностранному инвестору права непосредственного участия в управлении предприятие, а лишь предполагают получение иностранными инвестором дивидендов на капитал, вложенный в предприятие.

Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Гарантии прав предпринимателей при осуществлении контрольной деятельности

Источники: ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ЮЛ, их должностными лицами, ИП, их уполномоченными представителями требований, установленных законодательством.

Существует 3 уровня государственного контроля (надзора):

  • Федеральный государственный контроль (надзор) – осуществляется федеральными органами исполнительной власти;
  • Региональный государственный контроль (надзор) – осуществляется органами исполнительной власти субъектов;
  • Муниципальный контроль – осуществляется органами местного самоуправления.

Принципы защиты прав ЮЛ и ИП при контроле (надзоре):

  • Преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • Открытость и доступность НПА в области контроля и надзора;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа и должностных лиц, осуществляющих контроля (надзор);
  • Ответственность органов контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля (надзора);
  • Недопустимость взимания платы за проведение мероприятий по контролю;
  • Разграничение полномочий федеральных ОИВ, ОИВ субъектов и органов местного самоуправления при осуществлении контроля и надзора.

Лицензирование предпринимательской деятельности

Источники: ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Лицензирование предпринимательской деятельности – это деятельность государственных органов, связанная с выдачей, приостановлением, прекращением, лицензий на занятие определенными видами предпринимательской деятельности

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности. Лицензия действует бессрочно

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

  • Установление лицензируемых видов деятельности ФЗ;
  • Установление единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности;
  • Открытость и доступность информации о лицензировании;
  • Недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной;
  • Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Основными лицензионными требованиями являются:

  • Наличие помещений, технических средств и иных объектов, необходимых для выполнения деятельности, составляющей лицензируемый вид деятельности;
  • Наличие работников с необходимой квалификацией и стажем работы;
  • Соответствие требования законодательства, касающимся организационно-правовой формы ЮЛ, уставного капитала и т.п;
  • Иные требования, установленные законодательством.

Лицензируемыми видами деятельности, например, являются:

  • Разработка, производство и распространение шифровальных средств;
  • Разработка, производство авиационной техники;
  • Деятельность по производству лекарственных средств;
  • Оборот наркотических средств;
  • Частная детективная деятельность;
    и др.

Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Источники: ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Выделяют следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

  • Брокерская деятельность – деятельность по исполнению поручения клиента на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и на заключение договоров, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом;
  • 2. Дилерская деятельность – совершение сделок купли продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи определенных с ценных бумаг с обязательством их покупки или продажи;
  • Деятельность по управлению ценными бумагами – деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
  • Депозитарная деятельность – оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и переходу прав на ценные бумаги;
  • Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг – сбор, фиксация, обработка и хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, а также предоставление информации из такого реестра;
    и др.

Участники рекламных правоотношений

Источники: ФЗ «О рекламе»

Участниками рекламных правоотношений являются:

  • Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям ФЗ «О рекламе»;
  • Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
  • Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  • Потребители рекламы – лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
  • Государственные органы, осуществляющие регулирование рекламной деятельности (антимонопольный орган).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники предпринимательского права

Источники: КРФ, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи

В соответствии с КРФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Нормы, составляющие предпринимательское право не исключение.Общепризнанные принципы международного права – основополагающее правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом в качестве юридически обязательно.

В области предпринимательского права можно выделить следующие принципы:

  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом – касается внешнеэкономических отношений;
  • Принцип свободы торговли;
  • Принцип свободы предпринимательской деятельности;
  • Принцип свободы конкуренции и свободы цен;
    и др.

Международный договор – соглашение, заключенное РФ с иностранным государство либо международной организацией в письменной форме. Касательно предпринимательской деятельности чаще всего заключаются договоры между двумя государствами касательно, например, таможенных пошлин.


Понятие, виды, правовое регулирование рынка ценных бумаг

Источники: ФЗ «О рынке ценных бумаг» ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»; ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

Рынок ценных бумаг – совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Виды рынков ценных бумаг:

  • По характеру движения: выделяют первичный (складывается при передаче ценных бумаг эмитентом их первым владельцам) вторичный (складывается в процессе последующей перепродажи ценных бумаг их предыдущими владельцами последующим путем заключения гражданско-правовых сделок);
  • По эмитентам – рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг;
  • По виду ценных бумаг – рынок акций, рынок облигаций и т.п;
  • По территориальному принципу – национальный, региональный, международный.

Ответственность в сфере предпринимательской деятельности

Источники: УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ

Санкции в ПП – неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим ПД государством или содержащихся в договорных обязательствах.

Виды санкций:

  • По основаниям возникновения – предусмотренные законом и предусмотренные договором;
  • По содержанию и направленности – восстановительные (восстанавливают положение, существовавшее до нарушения права), обеспечительные (способствуют исполнению обязанности), пресекательные (прекращают противоправную деятельность).

Ответственность в ПП – санкция, заключающаяся в применении мер государственного принуждения к лицу, совершившему противоправное деяние.

Виды ответственности в ПП:

  • Личная – воздействует на личность правонарушителя. Мерами личность ответственности, например, является лишение права заниматься предпринимательской деятельностью, лишение свободы и т.п;
  • Имущественная – воздействует на имущественную сферу. Подразделяется на имущественную ответственность перед государством и ответственность перед контрагентом договора. Основным видами имущественной ответственности является возмещение убытков, неустойка или оплата штрафа, предусмотренного КоАП или УК РФ.

Также выделяют:

  • Уголовная;
  • Административная;
  • Гражданско-правовая;
  • Дисциплинарная.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Источники: ГК РФ

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Признаки ПД:

  • Самостоятельность – подразделяется на имущественную (наличие финансовых ресурсов) и организационную (принятие самостоятельных решений касательно вида деятельности, структуры организации и т.п;
  • Рисковый характер – означает, что предпринимательская деятельность всегда связана с наличием рисков, например из-за нарушения обязательств контрагентами по договору;
  • Направленность на получение прибыли – прибыль является основной целью предпринимательской деятельности;
  • Систематичность – осуществление предпринимательской деятельности на постоянной основе;
  • Государственная регистрация – предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в данном качестве в установленном законом порядке.

Создание субъектов предпринимательской деятельности: понятие, способы, порядок и этапы

Источники: ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП»

Создание субъектов ПД – совершение юридически значимых действий, направленных на возникновение лица, имеющего право осуществлять предпринимательскую деятельность.

Порядок государственной регистрации ЮЛ и ИП:

  • Государственная регистрацию ЮЛ осуществляется по общему правилу по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а государственную регистрацию ИП по официальному месту жительства;
  • В регистрирующий орган представляются необходимые документы;
  • Государственная регистрация осуществляется не более чем в три рабочих дня. Далее вносится запись в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Способы создания ЮЛ:

  • Учредительно-распорядительный – используется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • Учредительный – применяется при создании коммерческих организаций одним участником;
  • Договорно-учредительный – применяется при создании коммерческих организаций несколькими участниками;
  • Дозволительно-учредительный способ – предполагает согласование регистрации субъекта ПД с государственным органом, например, регистрация кредитной организации.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Источники: ГК РФ

Право хозяйственного ведения – право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законодательством.

Право оперативного управления – право учреждения или казенного предприятия владеть и пользоваться имуществом собственника в соответствии с целями деятельность и если иное не установлено законом распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Отличия проявляются в следующем:

  • Различие в субъектах – в праве хозяйственного ведения (гос и муницип унитарные предприятия), в праве оперативного управления (учреждения и казенные предприятия);
  • Наличие особенностей полномочия распоряжения – при оперативном управлении субъекты могут распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника;
  • Наличие особенностей в отношении распоряжения имуществом, находящегося на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, его собственником.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника


Понятие и содержание налогового регулирования предпринимательской деятельности

Источники: НК РФ

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности – установление государством правил налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, контроль за соблюдением этих требований и ответственность за их нарушение.

Правовое регулирование о налогах и сборах осуществляется на основании Налогового кодекса, федеральных законов о налогах и сборах.

Содержание налогового регулирования составляют следующие действия:

  • Разработка государством правил налогообложения субъектов ПД;
  • Практическая реализация разработанных правил;
  • Контроль за соблюдением этих требований уполномоченными государственными органами;
  • Привлечение к ответственности субъектов предпринимательских правоотношений в случае нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ предусматривает три группы взимаемых налогов, которые изложены в его части второй:

  • Федеральные налоги;
  • Региональные налоги (налоги субъектов РФ);
  • Местные налоги.

Развитие законодательства РФ, регулирующего хозяйственную деятельность

1 этап (конец 80-х годов XX века) – принятие законов СССР, в соответствии с которыми отдельным видам субъектов предоставлялось право осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности.

2 этап ( 1986 – 1990) на котором принимаются:

  • Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» – в соответствии с ним разрешается заниматься деятельностью, основанной на исключительно личном труде граждан и их семей в свободное от основной работы время, а также студентам, пенсионерам, инвалидам и т.п;
  • Закон о кооперации в СССР – определяет основы деятельности кооперативов;
  • Закон о предприятиях СССР;
    и др.

3 этап (1991 – 1995) на котором принимается:

  • Указ Президента РСФСР «О свободе торговли»;
  • Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен»;
    и др.

4 этап (с 1 января 1994 года – по настоящее время), на котором принимаются:

  • ГК РФ;
  • Иные НПА в области предпринимательского права.

Правовое регулирование прогнозирования и планирования предпринимательской деятельности

Государственное прогнозирование предпринимательской деятельности – система научно обоснованных представлений о направлениях экономического развития РФ. Прогнозирование является предпосылкой планирования.

Планирование предпринимательской деятельности – деятельность государства и иных субъектов экономической деятельности по разработке планов, направленных на достижение определенного конечного результата, влияющего на экономическое развитие РФ.

Виды планирования:

  • Директивное планирование – предполагает обязанность соответствующих субъектов выполнить определенные плановые показания, а случае невыполнения претерпеть меры ответственности;
  • Индикативное (рекомендательное) планирование – предполагает установления определенных плановых показателей, носящих лишь ориентирующий характер.

Правовое положение товарных и фондовых бирж

Источники: ФЗ «Об инвестиционных торгах»

С 2014 года законодательство РФ не предусматривает деление бирж на фондовые, валютные и товарные. Теперь используется общее понятие биржи.

Биржа – организатор торговли, имеющий лицензию биржи.

Особенности бирж:

  • Биржей могут являться только АО;
  • Фирменное наименование биржи должно содержать слово “биржа”;
  • Оказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, осуществляется биржами;
  • Биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Биржа обязана создать биржевой совет и (или) совет секции каждой торговой (биржевой) секции Биржевой совет (совет секции) рассматривает и принимает рекомендации уполномоченному органу биржи по следующим вопросам:

  • Изменения стоимости услуг по проведению организованных торгов;
  • Внесения в правила организованных торгов изменений;
  • По иным вопросам, предусмотренным документами биржи.

Понятие и виды источников предпринимательского права

Источники предпринимательского права – внешняя форма выражения правовых норм, регулирующих предпринимательскую и иную связанную с ней деятельность.

Виды источников:

  • Конституция – основной источник ПП, в котором закреплены основы права собственности, гарантии предпринимательства и ограничения;
  • Принципы международного права и международно-правовые договоры;
  • Федеральные законы – ГК, НК, БК, КоАП, УК РФ; законы регулирующие общее состояние рынка (ФЗ «О защите конкуренции» и др.); законы устанавливающие правовое положение отдельных субъектов (ФЗ «Об АО», ФЗ «Об ООО» и др.); законы, регулирующие отдельные виды деятельности (ФЗ «О рекламе» ФЗ «О банках и банковской деятельности» и др.); законы, устанавливающие требования к ПД ( ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП» и др.);
  • Подзаконные НПА – указы президента, указы правительства;
  • Акты субъектов РФ;
  • Подзаконные акты субъектов РФ;
  • Нормативные акты СССР – если они не отменены и не противоречат действующему законодательству.

Решение об условиях приватизации

Источники: ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Решение об условиях приватизации федерального имущества определяется в соответствии с прогнозным планом.

В решении должны содержаться следующие сведения:

  • Характеристика имущества – наименование и иные сведения;
  • Способ приватизации имущества;
  • Начальная цена имущества;
  • Срок рассрочки платежа (в случае предоставления);
  • Иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.


Понятие и виды инвестиций

Источники: ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ», Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта

Виды инвестиций:

  • По объектам инвестирования – инвестиция в банки, инвестиции в страховые организации, инвестиции в форме капительных вложений и др;
  • По фазе инвестиций – инвестиции во вновь создаваемое имущество, инвестиции в модернизируемое имущество;
  • По форме собственности – инвестиции в объекты, находящиеся в государственной, частной или муниципальной собственности;
  • По субъекту – инвестиции, осуществляемые ФЛ РФ, ЮЛ РФ и инвестиции, осуществляемые иностранными инвесторами.

Понятие и признаки банкротства

Источники: ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства:

  • Неспособность должника удовлетворить требования кредиторов или иные вышеуказанные требования либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
  • Требования к должнику ЮЛ в совокупности составляют не менее чем 300 000 р., а к гражданину не менее чем 500 000 р;
  • Требования не исполнены в течении 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Предпринимательские правоотношения

Предпринимательские правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.

Предпринимательские правоотношения включают:

  • Предпринимательские отношения – отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
  • Связанные с ними некоммерческие отношения – отношения организационно имущественного характера, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например по поводу регистрации ЮЛ и ИП;
  • Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – отношения, возникающие между государственными органами и предпринимателями в процессе, например, государственного контроля (надзора);
  • Внутрихозяйственные отношения – отношения, складывающиеся внутри хозяйствующих субъектов между структурными подразделениями.

Структура – объект, субъекты, содержание


Субъекты процесса банкротства, их основные права и обязанности

Источники: ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Основными субъектами процесса банкротства являются:

  • Должник – гражданин или ЮЛ, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного ФЗ;
  • Кредитор – лицо, имеющее по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
  • Временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения;
  • Административный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления;
  • Внешний управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных полномочий, установленных ФЗ;
  • Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных полномочий, или государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов”;
  • Финансовый управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Развитие рынка ценных бумаг в современной России

Источники: ФЗ «О рынке ценных бумаг»

На современном этапе развития как любая быстрорастущая система рынок ценных бумаг сталкивается с рядом проблем, многие из которых имеют первоочередную важность.

Развитие рынка ценных бумаг в настоящее время строится на следующих тенденциях:

  • Преодоление факторов, негативно влияющих на рынок ценных бумаг (социальная и политическая нестабильность);
  • Переориентация рынка ценных бумаг с целью распределения инвестиций в пользу важнейших отраслей для экономики, например, сельское хозяйство.
  • Увеличение объема рынка ценных бумаг;
  • Совершенствование законодательства, касающегося рынка ценных, в том числе учитывая опыт североамериканской и европейской практики;
  • Совершенствование системы государственного управления в данной области, в частности преодоление пересечения функций государственных органов и должностных лиц;
    и др.

Подведомственность и подсудность споров, вытекающих из предпринимательской деятельности

Источники: АПК

Подведомственность дел, вытекающих из предпринимательской деятельности – процессуальный институт, позволяющий определить круг дел, которые отнесены к ведению конкретных судов. Споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, относятся к экономическим спорам и подведомственны АС.

Критерии подведомственности:

  • Характер спорных правоотношений – экономические;
  • Субъективный состав сторон – юридические лица, ИП, публичные образования и в некоторых случаях граждане;
  • Наличие соглашения сторон, например, для передачи дела в третейский суд;
    и др.

Подсудность –процессуальный институт, позволяющий определить относимость конкретных споров, вытекающих из предпринимательской деятельности, к ведению определенного арбитражного суда.

Родовая подсудность – подсудность дел судам различного уровня судебной система, устанавливающая пределы их полномочий.

Территориальная подсудность – подсудность дел судам в зависимости от территории, на которой действует юрисдикция данного суда

  • Общая – иск предъявляется по месту нахождения или жительства ответчика;
  • Альтернативная – подсудность по выбору истца;
  • Исключительная – дело должно быть рассмотрено строго определенным в АПК арбитражным судом;
  • Договорная – подсудность по соглашению сторон.

Понятие и виды цен

Источники: ГК

Цена – денежное выражение стоимости товара, работы или услуги:

Функции цен:

  • Учетная – определяется сущностью цены, то есть залучается в том, что цена является выражением стоимости;
  • Распределительная – состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между различными отраслями экономики;
  • Функция сбалансирования спроса и предложения – проявляется в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением;
    и др.

Виды цен:

I. В зависимости от того, как устанавливаются цены:

  • Свободная цена – складывается под влиянием спроса и предложения и не регулируется государством;
  • Регулируемая цена – устанавливается уполномоченными органами государства.

II. В зависимости от того, как определяется цена:

  • Оптовая цена – цена изготовителя продукции, по которой оно реализует ее оптово-сбытовым организациям;
  • Розничная цена – цена по которой товар реализуется населению.

и др.

III. По территории действия:

  • Внутригосударственные – формирование осуществляется в соответствии с законодательством РФ и спросом и предложением в РФ;
  • Мировые – определяются на основе мирового спроса и предложения.

I Также выделяют:

  • Экспортные цены;
  • Импортные цены.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Источники: ГК РФ

Внешнеэкономическая деятельность – экономическая деятельность на внешнем рынке.

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности являются:

  • Внешнеторговая деятельность – деятельность в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;
  • Международное экономическое сотрудничество –содействие в области внедрения передовых технологий, содействующих экономическому развитию;
  • Научно-техническое сотрудничество – обмен достижениями науки и техники, совместное осуществление научно-технических работ, содействующих экономическому развитию.

Для регулирования данных отраслей применяются различные методы.

Например, для регулирования внешнеторговой деятельности применяются следующие методы:

  • Таможенно-тарифное регулирование;
  • Нетарифное регулирование;
  • Введение запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • Введение мер экономического характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Государственная регистрация субъектов предпринимательского права

Источники: ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О государственной регистрации юр лиц и ИП»

Государственная регистрация ЮЛ и ИП – акты уполномоченного органа исполнительной власти РФ, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации ЮЛ, приобретении ФЛ статуса ИП, прекращении ФЛ деятельности в качестве ИП, иных сведений о ЮЛ и об ИП.

В РФ ведутся государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Реестры являются федеральными и информационными ресурсами, ведутся на бумажных/электронных носителях.

Порядок государственной регистрации ЮЛ и ИП:

  • Государственная регистрацию ЮЛ осуществляется по общему правилу по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а государственную регистрацию ИП по официальному месту жительства;
  • В регистрирующий орган представляются необходимые документы;
  • Государственная регистрация осуществляется не более чем в три рабочих дня. Далее вносится запись в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Государственная пошлина:

  • Регистрация ЮЛ – 4000 руб;
  • Регистрация ИП – 800 руб.


Комментарии

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля