Источники семейного права

Источники семейного права представлены в виде форм внешнего выражения семейно-правовых норм и состоят из соответствующих нормативно-правовых актов семейного законодательства и актов, в которых содержатся нормы семейного законодательства.

Источники семейного права и их формы

Источниками права признаются формы выражения правовых норм. В соответствии со ст. 72 Конституции семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 Семейного кодекса РФ (далее СК). Семейное законодательство включает в себя СК, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с данным Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции в правовой системе России все принимаемые в Российской Федерации законы и иные правовые акты, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции.

Кодексы

Главным источником семейного права является Семейный кодекс Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Семейный кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вводит договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует личные неимущественные, наследственные и иные общественные отношения. Также к источникам семейного права относятся и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, для углубления норм, установленных в разд. VI СК «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», приняты Федеральные законы от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Законы субъектов

К источникам семейного права относятся и законы субъектов РФ. Эти законы регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК), выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК), присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2, 3 ст. 58 СК), организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК), определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК), установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). Законы субъектов РФ могут приниматься и по вопросам, не урегулированным непосредственно в СК, особенно в части дополнения и развития субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае эти законы не должны противоречить СК (п. 2 ст. 3 СК) и иным федеральным законам: при наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон.

Правовые акты

Кроме того, к источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения:

  • указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере;
  • постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. В частности, постановления Правительства РФ могут издаваться по поводу определения видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК), определения порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 125 СК), установления перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127 СК), определения порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 15 °CК), утверждения положения о приемной семье (ст. 151 СК), определения порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК) и др.;
  • акты федеральных органов исполнительной власти. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. В качестве примера можно привести приказ Минздрава России от 10.09.1996 № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»;
  • постановления Пленума Верховного Суда РФ. Эти акты не являются прямыми источниками семейного права, однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. В качестве примера можно привести постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 04.07.1997 № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

В ст. 6 СК закреплен установленный Конституцией принцип приоритетного применения правил международного договора Российской Федерации в случае несоответствия ему норм семейного законодательства. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции в правовую систему Российской Федерации введены две категории международно-правовых норм:

  1. общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, т. е. обязательные для всех его членов;
  2. международные договоры Российской Федерации, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера, независимо от вида и наименования, заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями.

В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами.

Роль международно-правовых актов

Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права. Основными из них являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий 4-й Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций, Конвенция стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Таким образом, источники семейного права составляют определенную иерархию, главенствующую роль в которой занимают международно-правовые акты и Конституция Российской Федерации, а остальные источники издаются лишь на основании и во исполнение их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *