Методы изучения причин преступности в криминологии: классификация методов

Методы изучения причин преступности – это способы и приемы, с помощью которых изучается преступность для дальнейшего ее предупреждения и создания мер по борьбе с нею.


Методы изучения:

  • Анализ – разложение единства на множество, целого – на части, сложного – на компоненты;
  • Синтез – соединение разнообразных явлений, веществ и качеств в единство, в котором противоположности сглаживаются или снимаются;
  • Гипотеза – хорошо продуманное предположение, которое заслуживает проверки;
  • Индукция – метод движения знания от отдельного и особенного ко всеобщему и закономерному;
  • Дедукция – переход от общего к частному или от частного к общему;
  • Системный – рассмотрение объекта как системы, которая содержит определенное количество взаимосвязанных элементов;
  • Системно-структурный анализ – с использованием математических методов;
  • Исторический метод – изучение преступности в историческом разрезе и движении;
  • Сравнение – сопоставление преступности в разных государствах, преступников разного пола и возраста;
  • Динамический и статистический методы;
  • Частнонаучные – опросы в форме анкетирования и интервью;
  • Метод экспертных оценок – получение и обработка мнений и суждений, которые излагаются по определенному вопросу;
  • Документальный – сбор и анализ данных из различного рода документов;
  • Эксперимент – изучение ситуаций, которые изменились в результате перемены определенных условий при сохранении прочих.

Основными методами изучения являются:

  • Наблюдение – непосредственное восприятие исследователем и прямая регистрация фактов, которые касаются наблюдаемых объектов;
  • Документальное изучение – изучение документов, которые содержат необходимую информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях. Недостатком этого метода является то, что документы не рассчитаны на дальнейшее исследование;
  • Опосредованное наблюдение – опрос:
    а) очный – интервью;
    б) заочный – анкетирование. Анкетирование проводится анонимно. Анкета должна содержать до тридцати вопросов, которые повторяются в разных вариантах;
  • Тестирование – психологическая диагностика, которая использует стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений;
  • Социологическое измерение – измерение социально-психологических связей между людьми;
  • Эксперимент – научно поставленный опыт, определяющий характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем;
  • Метод экспертных оценок – испсПззуется для прогнозирования социальных явлений;
  • Статистический метод – исследования количественно-качественных показателей преступности и личности правонарушителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *